Аннотация к рабочим программам по географии основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс

Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основного общего образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Примерной


программой по географии для 5-9 классов линии учебно-методических


комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.


Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,


межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в


соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом


Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей :

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;


•  познание на конкретных примерах многообразия современного


географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;


•  понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;


•  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира ;


•  понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и


рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;


•  формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих


безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;


•  формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о


сохранении окружающей среды для жизни на Земле;


•  понимание закономерностей размещения населения и территориальной



организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и


экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;


•  глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;


•  формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;


•  формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;


•  формирование опыта творческой деятельности по реализации


познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты,


компьютерные программы, презентации) ;


•  выработка  у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


   

Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах :

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает


использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:


География.5-6 классы: учеб. для образоват. организаций. А.И. Алексеев и др.- М.:Просвещение , 2020


География 7класс :учеб. для общеобразат. организацй .А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение , 2020


География 8 класс : учеб.для общеобразоват.организаций. А.И. Алексеев и др. – М.:Просвещение , 2021


География. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций .А.И.Алексеев , В.В.Николина, Е.К.Липкина.-М.: Просвещение ,2022



Место учебного предмета «География» в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе основного общего образования в объѐме 272


часа. На изучение курса «география» согласно учебному плану МБОУ Больше-Рыбушкинской СОШ имени А.С.Садекова выделено:


в 5 классе 34часа (1 час в неделю), в 6 классе -34 часа (1 час в неделю),


в 7- 68 часов (2 часа в неделю),


в 8 классе 68часов (2 часа в неделю); в 9 классе        68 часов ( 2 часа в неделю)


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной


личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.


Важнейшие личностные результаты обучения географии:


ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:


•  гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;


•  осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) ;


•  осознание целостности природы , населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;


•  представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;


•  осознание единства географического пространства России как единой


среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;


•  осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;


-   гармонично развитые социальные чувства и качества:


•  умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;



•  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;


•  патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;


•  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;


•  готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории с собственными интересами и возможностями .


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД :


-   способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,


умения управлять своей познавательной деятельностью;


-   умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;


•  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;


•  выдвигать версии решения проблемы , осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;


•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы


•  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;


•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;


•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);


•  подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


•  работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,


использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер);


•  планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


•  работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);



•  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы


действий.


•  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;


•  самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха ;


•  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;


•  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях


гражданина, • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;


•  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;


•  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,


Познавательные УУД

-   формирование и развитие посредством географического знания


познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихсяХочу такой сайтХочу такой сайтХочу такой сайт


-   умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий ;


•  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;


•  осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии ;


Коммуникативные УУД:

•  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе


(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


•  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;


•  в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль


Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие умения:



5  класс

•  осознание роли географии в познании окружающего мира:


-   объяснять роль различных источников географической информации


•  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:


-   объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;


-   формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;Хочу такой сайт


-   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.


•  использование географических умений:


-   находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;


-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;


-   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристики компонентов природы


6  класс

•  осознание роли географии в познании окружающего мира:


-   объяснять роль различных источников географической информации.


•  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;


-   объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;


-   объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;


-   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;


-   определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;


-   различать типы земной коры;


выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;


-   выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;


-   выделять причины стихийных явлений в геосферах.


•  использование географических умений : - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания


различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;


-   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.


•  использование карт как моделей:



-   определять на карте местоположение географических объектов.


7  класс

•  осознание роли географии в познании окружающего мира:


-   объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.


•  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:


-   составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;


-   выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;


-   объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;


-   определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;


-   устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;


-   выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях


•  использование географических умений:


-   анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;


-   находить и анализировать в различных источниках информацию,


необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.


•  использование карт как моделей:


-   различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;


-   выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.


•  понимание смысла собственной действительности: 8 класс


•  осознание роли географии в познании окружающего мира:


-   объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;


-   объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного развития


-   пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;


-   определять по картам местоположение географических объектов.



•  понимание смысла собственной действительности:


-   формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;


-   выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


9 класс

•  осознание роли географии в познании окружающего мира :


-   объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;


-   объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;


-   аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;


-   объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.


•  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:


-   определять причины и следствия геоэкологических проблем ;


-   приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;


-   оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.


использование географических умений:


-   прогнозировать особенности развития географических систем;


-   прогнозировать изменения в географии деятельности;


-   составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.


•  использование карт как моделей:


-   пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;


-   определять по картам местоположение географических объектов.


•  понимание смысла собственной действительности:


-   формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;


-   выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур , национальным проектам и государственной региональной политике



Основные методы и формы организации процесса обучения

При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения , практические работы .


Основными формами контроля при реализации учебной программы являются : входной контроль вначале и в конце четверти ,текущий – в


форме устного , фронтального опроса ,итоговые практические работы , тесты .

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».