Аннотация к рабочим программам по Родному (кабардино-черкесскому) языку основного общего образования 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5,8,9 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).

5.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:

воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;

формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;

ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.

5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

 Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой.

3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);

составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

строить монолог: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;

определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;

формулировать смыслоразличительные функции звука;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;

объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять правописание буквы а со звучанием э;

объяснять правописание разделительных ъ, ы;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

определять и формулировать значение алфавита;

рассказывать исторические сведения о создании алфавита;

объяснять историю кабардино-черкесской письменности;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);

различать разновидности аффиксов: словообразовательные
и словоизменительные;

проводить морфемный разбор слова;

использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;

образовывать именные части речи, глаголы;

определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;

определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;

выделять основу слова;

определять основу слова: исходная и словообразующая;

выявлять основы, образовавшие новое слово;

определять основные понятия лексикологии;

знать определение омонима, синонима, антонима;

формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;

определять основные понятия морфологии;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол)
по грамматическому значению и морфологическим признакам;

распознавать служебные части речи;

определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;

определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;

склонять имена существительные: определенные, неопределённые;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

правильно применять аффиксы падежей имён существительных
в предложении;

определять грамматические признаки глагола;

определять времена глагола;

определять лицо, число глагола;

различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);

определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных;

образовывать имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;

определять правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных;

различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;

образовывать прилагательные от существительных;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;

применять морфологические знания и умения в практике правописания;

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;

самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).

11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.

 К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять самостоятельные и служебные части речи;

определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;

выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;

выявлять виды синтаксической связи;

определять средства синтаксической связи;

определять подлежащее, способы его выражения;

определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное;

находить распространённые члены предложения;

находить второстепенные члены предложения;

определять виды дополнений;Хочу такой сайт

выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;

различать приложение как вид определения;Хочу такой сайтХочу такой сайтХочу такой сайт

расставлять знаки препинания в приложении;

выделять обособленные приложения;

определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия;

выделять обособленные обстоятельства;

формулировать понятие об односоставных предложениях;

определять основные виды односоставных предложений по строению
и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;

определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе
в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных предложений, ставить тире в неполном предложении;

выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;

расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;

определять их разряды по значению;

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;

определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам
со сказуемым;

выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;

выделять обращение, знать средства его выражения, включая звательную интонацию;

определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений;

определять особенности выражения обращений в разговорной
и художественной речи;

выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями
в тексте;

конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;

ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;

применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении.

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;

проводить морфологический и синтаксический разбор;

выявлять фонетические процессы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю
и по контексту;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

редактировать письменное речевое высказывание;

создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста;

выделять микротему текста;

определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей;

различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы
и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;

формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать
с небольшим сообщением, докладом, рефератом;

определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;

определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;

выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений
и средствам связи между их частями;

определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);

определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочинённые предложения с противительными союзами;

расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;

определять строение сложноподчинённых предложений, главные
и придаточные предложения;

ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;

подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;

определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения;

находить указательные слова в главном предложении;

определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные;

ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
с несколькими придаточными;

определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;

формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

 

Аннотация  к рабочей программе по учебному предмету

«Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской) литературе, родная (кабардино-черкесская) литература, кабардино-черкесская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардино-черкесской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.

Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся представления
об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность
и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи.

Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской литературы.

Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан
с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности.

5.2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» уровня среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историко-хронологического изучения произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего народа.

5.3. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам» (Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в кабардино-черкесской литературе советского и постсоветского периода», «Духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского
и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и оценке литературно-художественных произведений).

Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся;

развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;

формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской) литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне среднего общего образования.

               В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении
с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также русской
и зарубежной литератур;

ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание
к их воплощению в кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым
в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой
на литературные произведения;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства
в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ
по родной (кабардино-черкесской) литературе;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в кабардино-черкесской литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе показанных в литературных произведениях;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных произведениях;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе,
в том числе на литературные темы.

           В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.

 В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой
на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной (кабардино-черкесской) литературе, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по родной (кабардино-черкесской) литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (кабардино-черкесской) литературы;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях
на литературные темы;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

          У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (кабардино-черкесской) литературе;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

  К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:

понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития, осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;

понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными, искусством театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких произведений;

демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной литературы (кабардино-черкесской), при необходимости сравнивать
их с проблемно-тематически или художественно близкими произведениями других литератур;

в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт: выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую специфику произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев
 в произведении, выявлять совокупность композиционных и языковых художественных средств, оценивать художественную выразительность произведения, выявлять авторскую позицию и способы ее текстуального выражения, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи;

выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала;

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);

анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих особенности литературной эпохи, объективные законы жанра
и субъективные черты авторской индивидуальности;

владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух
и нескольких писателей;

анализировать и давать оценку одной из творческих интерпретаций литературного произведения (например, кинофильм или театральную постановку, запись художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).

 Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.

К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:

понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития языка и национальных духовных ценностей;

демонстрировать знание основных фактов биографии, произведений
и особенностей творчества ведущих адыгских писателей;

целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания
и формы, понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного уровней произведения;

понимать особенности образного отражения действительности, общие
и отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных
и музыкальных видов искусства, искусства театра и кино), осознавать взаимосвязанное развитие разных видов искусства;

демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного материала: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов творчества писателя для анализа, рассматривать произведение с учётом его жанрово-родовой специфики, выявлять взаимосвязь идейно-тематических
и художественных компонентов произведения, определять главные содержательные линии и стилевые особенности творчества писателя, объяснять авторский выбор художественных решений, рассматривать произведение
в контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное мнение о прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом;

владеть различными элементами и формами литературно-критической, проектной и исследовательской деятельности, предлагать собственные интерпретации литературного материала;

понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного процесса;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы
с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией, этнопсихологией, историей религиозных взглядов);

пользоваться элементами художественной интерпретационной деятельности (художественное чтение, театрализация, приемы визуализации).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».